ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
по реализации адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с нарушениями речи
Учебный план составлен в соответствии с:
Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам дошкольного образования».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован
Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
Письмом Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28
февраля 2014 г. № 08-249.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
Санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы дошкольных образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Примерной основной образовательной программой дошкольного
образования», одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. №2/15).
Примерной образовательной программой дошкольного образования
«Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой,
2014г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР-детский
сад «Дружба» осуществляет свою деятельность на основании:
Устава МДОУ «ЦРР - детский сад «Дружба» №270 от 20.06.2022
(новая редакция)
Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 16997
выданной 13 февраля 2013, Министерством образования Свердловской области.
Основной общеобразовательной программой - образовательной
программой МДОУ «ЦРР - детский сад «Дружба», утвержденной приказом
заведующего МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба» от 31.08 2020 г. № 84.
Учебный план является нормативным документом, определяющим
распределение времени, отводимого на непосредственно образовательную
деятельность детей с соблюдением максимального объема недельной нагрузки
воспитанников.
Учебный план состоит из двух частей: основной и вариативной:
- основная часть направлена на реализацию основной образовательной
программы дошкольного образования посредством интеграции содержания
различных образовательных областей;
- вариативная часть включает в себя дополнительные периоды
непосредственно образовательной деятельности, содержание которой превышает
программные требования. Данная деятельность предполагает игровое и
познавательное общение педагога с детьми с учетом их интересов и особенностей
развития. В вариативную часть включены занятия кружков.
Дополнительное образование представлено работой кружков и студий 4-х
направленностей: художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной,
социально-педагогической,
естественнонаучной.
Цель
дополнительного
образования - дать ребенку возможность реализовать себя в понравившейся ему
деятельности. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление,
расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной
образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому
ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические,
творческие запросы.
В ДОУ имеется бассейн и специалист по обучению детей плаванию, в
вариативную часть включены дополнительные занятия по обучению плаванию
для воспитанников от 3 до 7 лет, посещающих здание №1.
Занятия в бассейне реализуются на основе рабочей программы по обучению
плаванию инструктора по физической культуре. Цель программы: создание
условий для обучения начальным навыкам плавания детей дошкольного возраста,
через приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, укрепление
здоровья, укрепление и развитие опорно-двигательный аппарата, формирование
правильной осанки; формирование двигательные умений и навыков по плаванию;
формирование знаний о здоровом образе жизни, знаний о способах плавания, о
правилах безопасности на воде; воспитание двигательной культуры, нравственно
волевых качеств, чувства заботы о своем здоровье.
Занятия по обучению плаванию проводятся в первую половину дня, по
подгруппам от 8 до 12 человек.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 продолжительность
непрерывной образовательной деятельности составляет: с детьми третьего года
жизни – 9 минут, с детьми четвертого года жизни – 15 минут, пятого года жизни –
не более 20 минут, шестого года жизни – не более 25 минут, седьмого года жизни
– не более 30 минут. Объем недельной образовательной нагрузки,
предусмотренной учебным планом, не превышает предельно допустимый
СанПиНом 2.4.3648-20 и составляет во второй младшей группе 2 часа 30 минут, в
средней группе – 3 часа 20 минут, старшей – 5 часов 50 минут, подготовительной
к школе группе – 10 часов. Количество и продолжительность периодов
непосредственно организованной образовательной деятельности в неделю
соответствует нормативным показателям и возрасту дошкольников. 10-минутные
перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности
соблюдаются.
Воспитательно-образовательная деятельность осуществляется в трех
направлениях:
образовательная деятельность; совместная деятельность воспитателя и
ребенка, строящаяся в непринужденной партнерской форме; свободная
самостоятельная деятельность детей.
В работе с детьми используются различные формы работы: фронтальная,
подгрупповая, индивидуальная. Они применяются в зависимости от возраста,
уровня развития детей, сложности программного и дидактического материала.
Таким образом, непосредственно образовательная деятельность рассматриваются
педагогами и администрацией ДОУ как важная, но не преобладающая форма
обучения детей.
Количество и продолжительность периодов по дополнительному
образованию соответствует недельной образовательной нагрузке детей каждого
возраста.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Учебный день делится на три блока:
1)
утренний образовательный блок — продолжительность с 7.00 до
9.00 часов — включает в себя: самостоятельную деятельность ребенка и его
совместную деятельность с воспитателем.
2)
развивающий блок — продолжительность с 9.00 до 11.05 часов представляет собой организованное обучение в форме непосредственно
образовательной деятельности;
3)
вечерний блок — продолжительность с 15.15 до 19.00 часов включает в себя: совместную деятельность воспитателя с ребенком; свободную
самостоятельную деятельность детей.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА
- с 01 сентября по 14 сентября - адаптационный, диагностический период;
- с 15 сентября по 12 мая - учебный период;
- с 15 мая по 31 мая - диагностический период.
В двух зданиях МДОУ «ЦРР-детский сад «Дружба» функционирует 23
группы: здание №1 (по адресу 10 микрорайон, дом 13) всего 11 групп, в том числе
- 10 групп общеобразовательной направленности и 1 группа комбинированной
направленности;
Здание №2 (по адресу 10 микрорайон, дом 19) всего 12 групп, в том числе 11 групп общеобразовательной направленности, 1 группа комбинированной
направленности.
Здание №1 (по адресу 10 микрорайон, дом 13)
группа комбинированной направленности
Таблица 1
Основная часть (инвариантная) федеральный компонент
(обязательная 60%)
Познавательно-речевое направление развития с
осуществлением коррекционной направленности
Образовательные
Занятия
области
Ребёнок и окружающий мир
Познание
Экологическое воспитание
Формирование элементарных математических
представлений
Коммуникация
Развитие речи (Коррекционные виды
деятельности)
(подготовка к обучению грамоте)
Чтение
Художественная литература
художественной
литературы
1.2
Социально-личностное направление развития
Образовательные
Занятия
области
Социализация
Труд
Безопасность
Основы безопасности жизнедеятельности
1.3
Художественно-эстетическое
направление развития
Образовательные
Занятия
области
Музыка
Музыкальное
Художественное
Рисование
творчество
Лепка
Конструирование, ручной труд
Аппликация
1.4
Физическое направление развития
Образовательные
Занятия
области
Здоровье
Физическая
Физкультурное
культура
ИТОГО:
Вариативная часть (формируемая ДОУ 40%)
2.
2.1. Двигательная деятельность – обучение плаванию
1.
1.1.
ИТОГО:
ВСЕГО (СанПин)
5
0,5
0,5
1
2
1
1
0,5
0,25
0,25
6
2
2
0,5
1
0,5
1
2
14
2
15
15
Здание №2 (по адресу 10 микрорайон, дом 19)
разновозрастная группа комбинированной направленности
Таблица 2
1.
1.1.
1.2
1.3
1.4
2.
2.1.
Базовая часть (инвариантная) федеральный компонент
(обязательная 60%)
Познавательно-речевое направление развития с осуществлением
коррекционной направленности
Образовательные
Занятия
области
Ребёнок и окружающий мир
Познание
Экологическое воспитание
Формирование элементарных математических
представлений
Коммуникация
Развитие речи (Коррекционные виды деятельности)
(подготовка к обучению грамоте)
Чтение
Художественная литература
художественной
литературы
Социально-личностное направление развития
Образовательные
Занятия
области
Социализация
Труд
Безопасность
Основы безопасности жизнедеятельности
Художественно-эстетическое
направление развития
Образовательные
Занятия
области
Музыка
Музыкальное
Художественное
Рисование
творчество
Лепка
Конструирование, ручной труд
Аппликация
Физическое направление развития
Образовательные
Занятия
области
Здоровье
Физическая культура Физкультурное
ИТОГО:
Вариативная часть (формируемая ДОУ 40%)
Коррекционные виды деятельности
Дополнительное образование
ИТОГО:
ВСЕГО (СанПин)
5
0,5
0,5
1
2
1
1
0,5
0,25
0,25
6
2
2
0,5
1
0,5
2
3
15
1
15
15
Таблица 3
Элементы
режима
Группы
1-3 года
Группы
3-4 года
Группы
4-5 лет
Группы
5-6 лет
Время
Прием пищи
Сон
Прогулка
Образовательна
я деятельность
Совместная
деятельность в
режиме
Самостоятельна
я деятельность
Итого
час
1
3
2,7
0,3
мин
60
180
162
18
час
1
2,5
4
0,5
мин
60
150
240
30
час
1
2,3
4
0,7
мин
60
140
240
40
2
120
2
120
2
120
3
180
2
120
2
12
720
12
720
12
Группы 6-7
лет,
в том числе
комбиниров
анной
направленн
ости
час
мин
1
60
1,25
75
4
240
1,5
90
час
1
2
4
0,7
5
2,2
5
мин
60
120
240
45
135
2,25
135
120
2
120
2
120
720
12
720
12
720
Распределение дневной образовательной нагрузки в соответствии с
требованиями САНиП
Таблица 4
Группа
Возра
ст
Количеств
о детей
Реализуемые
программы
Дневная
образовательна
я нагрузка
Объем
образовательно
й нагрузки
неделя
Группа
комбинированной
направленности
(здание 1)
5-7
лет
13
1,5 часа
7,5 часа
Группа
комбинированной
направленности
(здание 2)
5-7
лет
11
Адаптированна
я основная
программа
дошкольного
образования
для детей с
нарушением
речи
1,5 часа
7,5 часа