Пояснительная записка
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной
сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует
воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Ребенок с первых
лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру,
испытывать чувство национальной гордости, родную . Дошкольный возраст, по
утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой
родине.
1. Актуальность программы
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на
знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и
интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство
Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким
людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе. Немалое значение для воспитания у детей
интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Надо показать
ребенку, что родной город славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
2. Цель и задачи программы
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и
чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и
природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства
как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему,
будущему родного края, толерантного отношения к представителям других
национальностей.
Задачи:
Развивать
у дошкольников интерес к родному городу: к улицам,
достопримечательностям; к символике, традициям.
Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую
Родину.
2
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому,
земле, где он родился.
Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.
Формировать основы экологической культуры, гуманное отношение ко всему
живому.
Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать
творческие способности.
Воспитывать здоровый образ жизни.
Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
3. Педагогические принципы программы
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания,
характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности
детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у
подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению
своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На
основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот
принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования
представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах
деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как
последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных
ориентаций.
4. Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Об образовании»
Устав МДОУ ЦРР «Дружба»
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год)
II. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре
возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая
младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший
дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных
задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».
3
3 раздел «Город, в котором я живу».
4 раздел «Наша кладовая».
1 раздел «Вместе дружная семья»
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен
чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть
скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей
своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка,
их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им
пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать
детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое
отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей
родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное
отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом»
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине
через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о
географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по
разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные
ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических,
социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного
края.
Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в
особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее
сбережению. Дать понятие о заповедниках.
3 раздел «Город, в котором я живу»
Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях
труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества,
достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Задачи:
4
Формировать представление об исторических корнях города.
Расширять
представления
о
достопримечательностях,
социальноэкономической значимости города.
Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой
Отечественной Войны, защитникам Отечества.
4 раздел «Наша кладовая»
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и
культуре, которую они представляют.
Задачи:
Формировать представление об основных профессиях жителей города.
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов
округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой
Родине.
III. Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его
достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической
значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к
прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности,
гордости, любви и патриотизма.
Дети должны знать:
3–4 года
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них,
бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за
растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь
оказывать посильную помощь взрослым.
Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не
срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать
животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего города; с доверием относиться к взрослым, которые
заботятся о них.
4–5 лет
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно
участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности,
направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном городе.
5
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию
(стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в
посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не
живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам,
не вредить им.
5–6 лет
Знать свой домашний адрес, название города, округа.
Иметь представление о символике города, округа.
Знать название близлежащих улиц.
Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о
них.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости
окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.
6–7 лет
Краткие сведения об истории города, округа.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона;
имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб своего города.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их
обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас,
живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств,
творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
Иметь элементарные представления об охране природы,
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя
полноправным членом общества.
IV. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
6
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Обсуждение проектов каждого плана.
Утверждение плана.
2. Методическое сопровождение
Консультации.
Проведение мастер-классов.
Самообразование.
3. Использование результатов работы
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
4. Мероприятия поддержки
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество с детской библиотекой.
Сотрудничество с, краеведческим музеем.
5. Итоговый анализ
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического
процесса в рамках программы.
7
VI. Тематическое планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц
Сентябрь
Октябрь
I неделя
Экскурсия по
детскому саду
(знакомство с
сотрудниками
детского сада, с
помещениями)
Беседа «Моя
семья»
II неделя
Сюжетно-ролевая
игра «В детском
саду»
III неделя
Природоохраняемая
акция «Сохраним
цветок»
IV неделя
Целевая прогулка
(растения участка,
природа родного
края)
Проект (занятие)
«Мама, папа, я –
семья»
Беседа «Хорошо у
нас в саду»
Проект (рисование)
«Портрет семьи»
Театрализованная
деятельность «Зайки
серые сидят»
Рассматривание
иллюстраций
«Мамы всякие
нужны, мамы
всякие важны»
Краеведческий
Музей
Ноябрь
Тематический
день «Русские
народные игры»
Декабрь
Природоохраняемая акция
«Покормите птиц
зимой»
Проект «Мой
родной город».
Целевая прогулка к
ближайшей улице,
находящейся возле
детского сада.
Беседа «Добрые
дела в сказках и в
жизни»
Наблюдение за
трудом младшего
воспитателя.
Февраль
«Белая береза под
моим окном» –
деревья в родном
городе.
Проект (рисование)
«Приглашаем
снегирей съесть
рябину поскорей».
Март
«Я и моя мама».
Апрель
«Рассказы о своей
семье».
Акция
«Бережливым будь
с водой,
хорошенько кран
закрой»
«Наши добрые
дела». Труд
взрослых
Игра – путешествие
«Микрорайон
детского сада»
( с использованием
карты –схемы)
«Что мы делаем в
детском саду». Труд
взрослых.
Май
Целевая прогулка Проект
к украшенной к вспыхнул
празднику улице. нами
Январь
Сюжетно-ролевая
игра «Бабушка
приехала»
Беседа «Домашние
животные у нас
дома».
Рассматривание
фотоальбома
«Город Качканар»
здания и памятники
города.
Беседа «Как стать
сильным?»
Природоохраняемая
акция «Посади
цветок»
Беседа «Дом в
котором мы живем».
«Это Чтение
перед стихотворений
яркий, сборника
Аппликация
«Строим, строим
дом. Вырос дом
огромный».
Беседа
«Наш
из город».
8
праздничный
салют»
В.Степанова «Наша
природа».
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц
Сентябрь
I неделя
«Детский сад»
Знакомить с
детским садом и
его сотрудниками.
II неделя
Проект (занятие)
«У медведя во
бору грибы,
ягоды беру…»
III неделя
Акция «Сохраним
цветок»
IV неделя
«В нашем детском
саду» Труд взрослых.
Октябрь
Беседа «Семья» –
дать понятие
семья, о
родственных
отношениях.
Экскурсия «С
чего начинается
Родина?» (улицы
города).
Прохождение
экологической
тропы – природа
«Семейная
фотография» –
расширение знаний
о своей семье.
Проект «Мой родной
город».
Труд: «Помоги
дворнику
собрать опавшие
листья»
С.Черный «Когда
никого нет дома» –
чтение
стихотворения.
Чтение
художественной
литературы для детей
на семейную тему
Декабрь
Проект
(рисование)
«Построим
большой дом».
Беседа «Мое
здоровье».
«Моя семья» –
любимые занятия
родителей и других
членов семьи.
Январь
Природоохраняемая акция
«Покорми птиц
зимой».
Февраль
«Мы следопыты»
– о жизни диких
животных в
Качканаре
Рассматривание
фотоальбома
«Достопримечат
ельности города
Качканар».
. Чтение
художественной
литературы для
детей на
семейную тему.
Труд взрослых:
понятие
«профессия»,
профессии
сотрудников
детского сада.
Целевая прогулка
по близлежащей
улице,
прилегающей к
детскому саду.
«На земле, в
небесах и на море»
– об армии, о родах
войск.
Март
«Наша мама
лучше всех».
«Город.
Транспорт.
пешеход».
Апрель
«Мой город»,
рассматривание
альбома о городе
Качканар
«В гости к деду
Природоведу» –
экологическая
тропа весной.
Ноябрь
«Люблю березку
русскую». (деревья
и растения,
природа родного
края)
Беседа
«Помощники» – об
обязанностях,
которые дети
Физкультурный досуг
«В здоровом теле,
здоровый дух».
«Папы, дедушки –
солдаты» – о
государственном
празднике
«Защитники
Отечества».
Рассматривание
фотоальбома «Наша
дружная семья».
Знакомство детей с
флагом России и
Свердловской
области.
9
Май
Экскурсия по
праздничным
улицам города.
Рассказ
воспитателя «О
Дне Победы».
выполняют дома,
об обязанностях
членов семьи.
«Украсим детский
сад» (озеленение
территории
детского сада).
Рассказ о
лекарственных
растений.
Старшая группа (5–6 лет)
Месяц
I неделя
Сентябрь Беседа «Щедрые
дары Уральской
земли»
II неделя
Беседа с детьми о
летнем отдыхе –
страна большая,
наш край, город
ее часть.
Октябрь
Мир природы
«Хвойные и
лиственные
деревья».
Сюжетно-ролевая
игра «МЧС».
Ноябрь
Беседа «Чем
славится г.
Качканар
Беседа « Рыбы
наших водоёмов»
«Поиграем в
экономику» (что из
чего сделано?)
Декабрь
«Панорама добрых
дел».
Экскурсия в
краеведческий
музей.
Природоохраняемая
акция «Не рубите
елочку».
Январь
Чтение рассказа
«Кто хозяин?»
(В.Осеева)
Защитники земли
Русской (Илья
Муромец, Добрыня
Никитич, Алеша
Попович).
Праздник,
посвященный
международному
женскому дню 8
Марта
Беседа с детьми
«Люди каких
национальностей
населяют наш
город».
Беседа
«Путешествие на
Средний Урал».
Природный мир
«Природа и
человек».
История
возникновения
г. Качканар
Беседа «Зимний
Уральский лес»
«Символика
города».
Беседа «Рыбы
наших водоемов».
Экскурсия в
детскую
библиотеку
Сюжетно-ролевая
игра
«Путешествие по
г. Качканар».
«Кем работают
наши родители».
«В гости к
Берендею»
Февраль
Март
Апрель
III неделя
«Край, в котором
мы живем»
(географическое
расположение,
климатические
особенности).
Рассказ воспитателя
«О символике
родного края».
IV неделя
Экскурсия по
экологической
тропе
(растительный мир
родного края,).
Рассматривание
карты России,
карты
Свердловской
области
(местоположение г.
Качканар).
Выставка рисунков
«Мама лучшая на
свете» посвященная
Дню матери.
Создание
группового альбома
«Все профессии
важны, все
профессии нужны»
(профессии округа).
Проект (д/и)
«Вкусная и
полезная пища».
Праздник День
Защитника
Отечества.
10
Май
Тематический
праздник «День
Победы»..
«Вкусная и
полезная пища».
Беседа
«Национальная
одежда коренных
народов».
Викторина «Знаешь
ли ты свой город?»
Подготовительная группа (6–7 лет)
Месяц
I неделя
Сентябрь Беседа «Край
родной, навек
любимый»
II неделя
Родные просторы
(знакомство с
местоположением
г. Качканара на
карте).
Посещение
детской
библиотеки «Как
все начиналось?»
Беседа «Лес –
многоэтажный
дом», знакомство с
профессией
лесника, егеря.
III неделя
«Край, в котором
мы живем».
IV неделя
Проект «Наше
дерево».
Беседа «Это
Русская
сторонка-это
Родина моя»
«Кладовая
г. Качканар»
(полезные
ископаемые
округа).
Экскурсия по
близлежащим
улицам
Составление
творческих
альбомов по
рассказам детей
«Мой город».
Изготовление
плакатов на тему
«Сохраним
красавицу елку».
Спортивное
развлечение
«Достань пакет»,
«Ориентировка по
карте».
Природоохраняемая
акция «Помогите
птицам зимой».
Чтение З.
Александрова
«Дозор». А.
Нехода
«Летчики».
«История горы
Качканар»
Экскурсия в
детскую
библиотеку.
Творческая
гостиная для детей
и родителей
«Культура
коренных
народов»
Сбор информации
об участниках
войны – жителях
нашего города.
Март
Праздник «Наши
мамы».
«Все профессии
нужны, все
профессии
важны».
Апрель
Досуг «Зеленая
служба Айболита»
(к всероссийскому
дню здоровья).
«Чем богат наш
край» – экскурсия
в краеведческий
музей.
Май
Досуг «Зарница».
Рассказ педагога о
Октябрь
«Как можно стать
юным экологом»
Ноябрь
Проект
(комплексное
занятие)
«Символика
Свердловской
области»
Беседа «Важные
даты
Декабрь
Январь
Февраль
Беседа
«Традиции
русского народа»
( игры, обряды)
Беседа «Край
суровый и
ласковый»
(климатические
особенности).
Беседа
«Качканарский
горнообогатительный
комбинат»
Викторина
Спортивный
досуг,
посвященный Дню
матери.
Праздник – День
Защитника
Отечества.
«Главная улица
города»
Беседа
«Архитектура
родного города».
«Я и мой город» с
11
заповедных
местах.
«Конкурс
использованием
знатоков родного поэтических
города».
произведений .
IX. Материально-техническое сопровождение
Дидактические и наглядные пособия.
Современные средства ТСО.
Методическая литература.
Репродукции картин.
Картинки с различными видами войск и Защитников Отечества.
Фотоальбомы «Мой город», «Моя семья».
Художественная литература.
Грамзаписи и аудиозаписи.
Карты Свердловской области.
Символика Свердловской области и г. Качканара, глобус и т.д.
Используемая литература:
Программа «Мы живём на Урале», Институт развития образования.
г. Екатеринбург 2013г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий во второй младшей группе
детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. //
Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2005 №10, с.10-19.
Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной» Издательство «ТЦ
СФЕРА»2015г.
Матова В.Н. «Краеведение в детском саду» Санкт- Петербург ДЕТСТВО –
ПРЕСС 2014г.
Ашиков В.И. «Семицветик» Москва 2000г.
Методические разработки воспитателей детских садов г. Качканара
«Уральская горная страна», Екатеринбург 2006г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина ?», Творческий Центр Сфера
Москва 2005г.
Комратова Н.Г. «Мир в котором я живу» ,Творческий Центр Сфера . Москва
2005г.
Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград
Издательство «Учитель» 2015г.
12